- ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
-
ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — система обучения, доступная любому желающему, без анализа его исходного уровня знаний, использующая технологии и методики дистанционного обучения и обеспечивающая обучение в ритме, удобном учащемуся.
Система О. о. призвана стать адекватной нарождающемуся информационному обществу и способствовать решению перечисленных выше задач в области образования.
О. о. позволяет практически реализовать ряд свобод:
открытое поступление, например, в высшее учебное заведение (как правило, без анализа исходного уровня знаний, без вступительных испытаний; т. н. политика "открытых дверей");
открытое планирование процесса обучения (составление индивидуальной образовательной траектории — последовательности модулей из системы учебных курсов соответствующей программы);
свобода выбора преподавателя (определение того преподавателя, который в наибольшей степени соответствовал бы потребностям обучаемого, особенно в дальнейшем, при переходе к образовательному консалтингу);
свобода в выборе времени, ритма и темпа обучения (прием на обучение в течение всего года, отсутствие фиксированных сроков обучения);
свобода в выборе места обучения (самостоятельный выбор территории обучения).
При подготовке и реализации обучения в системе О. о. у каждого обучающегося появляется возможность выбирать цели, содержание, способ, место и время обучения, а у обучающих организаций — возможность идти разными путями в предоставлении образовательных услуг, соответствующих требованиям рынка труда и социальным потребностям. В таблице приведены некоторые сравнительные характеристики форм традиционного и О. о.
Сравнительные характеристики форм традиционного
и открытого образованияФормы традиционного образования
Формы открытого образования
Обучение начинается и заканчивается в соответствии с установленными датами
Обучающийся сам решает, когда начать и завершить изучение программы
Обучающийся сталкивается с ограничением свободы доступа к составлению программы
Обучающийся имеет больший доступ к процессу обучения и преподавания
Обучающийся должен посещать занятия в учебном заведении или на рабочем месте
Обучающийся сам решает, в каком месте ему учиться
Цели и содержание программ определяются учебным заведением
Обучающийся после консультации с тьютором (преподавателем-консультантом) определяет цели и содержание обучения в соответствии со своими потребностями и интересами
Последовательность обучения определяется программой или преподавателем
Обучающийся совместно с тьютором разрабатывает рабочий план и график занятий
Скорость обучения диктуется программой, преподавателем и группой
Обучающийся и тьютор договариваются о темпе обучения
Преподаватель обеспечивает поддержку преимущественно с помощью лекционных занятий
Тьюторы и обучающиеся договариваются о форме поддержки, которая может быть предоставлена в виде очных занятий или дистанционно
Учащийся учится, посещая лекционные и семинарские занятия или изучая научную и методическую литературу
Обучение осуществляется с помощью обучающих материалов, которые обязательно включают цели, собственно содержание способы самооценки и другую информацию для самостоятельной работы
В системе О. о.:
процесс обучения носит открытый творческий характер;
обеспечен свободный доступ к информационным ресурсам;
обеспечена свобода выбора;
созданы условия совместного творческого освоения мира;
обеспечен индивидуализированный подход к процессу обучения;
важна роль информационной культуры;
проводится фундаментализация образования;
используются инновационные подходы;
изменяются роли участников образовательного процесса;
изменяются отношения между педагогом и учеником.
Кроме того, система открытого образования обеспечивает:
равноправную возможность получения образования для всех категорий граждан без исключения;
бесконкурсное поступление в любое учебное заведение открытого типа;
свободу в выборе места, темпов и траектории обучения;
высокое качество обучения;
конкурентоспособность на рынке труда;
возможность повышать свою образованность на протяжении всего перехода от принципа "ученик к знаниям" к принципу "знания к ученику";
возможность беспрепятственной интеграции с открытыми образовательными системами всех стран мирового сообщества.
Основной технологией открытого образования являются технологии дистанционного образования.
Российская энциклопедия по охране труда. — М.: НЦ ЭНАС. Под ред. В. К. Варова, И. А. Воробьева, А. Ф. Зубкова, Н. Ф. Измерова. 2007.